Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР
36, С. 144-152 опубликовано: 6 июля 2019г.


КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

в старейшей части С.-Петербурга, на Петроградской стороне, преемник Успенского собора петровского времени, кафедральный собор Ленинградской епархии в 1938-1941 гг.

Предыстория собора

Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г.
Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г.

Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г.
Первоначальная приходская церковь на Городском (ныне Петроградском) о-ве была сооружена в урочище Мокруша, к северо-западу от Петропавловской крепости, близ правого берега р. М. Нева, не позднее 1708 г. Судя по топонимике улиц урочища, она была посвящена свт. Николаю Чудотворцу. В 1712 г. «в Никольской [улице]» был заложен непосредственный предшественник К.-В. с.- вместительный 3-престольный мазанковый храм. Инициатором его строительства выступил именитый прихожанин вице-губернатор Я. Н. Римский-Корсаков (его ссылка в 1714 за финансовые злоупотребления, вероятно, задержала строительство). Богослужение в боковых приделах - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая Чудотворца - началось в 1717 г. В храме в то время служили 2 священника - Иоанн Максимов (настоятель) и выходец из Москвы Симеон Тимофеев († 1719). 5 апр. 1719 г. местоблюстителем Патриаршего престола митр. Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) в присутствии царя Петра I был освящен главный престол в честь Успения Пресв. Богородицы. Одновременно по царскому повелению храм был возведен в степень соборного. Поначалу своими размерами и числом престолов он превосходил остальные соборы города - Петропавловский (1704), Исаакиевский (1707) и Троице-Петровский (1711). Четвертый с.-петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус «юного града», унаследованный от Москвы. По соседству с собором в 1719 г. было устроено подворье местоблюстителя митр. Стефана (с 1721 президент Святейшего Синода) - его основная резиденция. С.-Петербург стал центром не только гражданского, но и церковного управления: подворья др. епархий (Новгородской, Вологодской, Нижегородской) также расположились на Городском о-ве, неподалеку от Успенского собора.

В 1719-1724 гг. Петр I неоднократно молился в соборе. Клир собора пополнили священники с богословским образованием - выпускники московской Славяно-греко-латинской академии Иоанн Венгриновский и Симеон Ярмерковский, ставший настоятелем собора в марте 1722 г. в сане протопопа (общее число «ученого» духовенства в новой столице на 1723 составляло 4 чел.). После смерти императора, в погребении к-рого 10 марта 1725 г. участвовал весь клир с.-петербургского Успенского собора (настоятель, 3 священника и диакон), «ученое» духовенство собора покинуло С.-Петербург. На подворье митр. Стефана поселился член Святейшего Синода архиеп. Тверской Феофилакт (Лопатинский). Центр столицы закрепился на левобережье Невы, и значение собора в церковной жизни города стало уменьшаться. До кон. 40-х гг. XVIII в. в нем еще нередко совершались архиерейские богослужения; духовенство собора активно участвовало в церковной благотворительности. Первая богадельня на 12 женщин (гл. обр. солдатских вдов) открылась при соборе в 1721 г. В 1733 г. на церковной земле были построены 2 больших здания муж. и жен. богаделен; число призреваемых достигло к 1764 г. 81 чел.

В 1740 г. Святейший Синод удовлетворил прошение прихожан о переводе к ним свящ. Тимофея Симеонова, «с производством в протопопы», поскольку их церковь «в прошлых годах была соборною». Ранее, в 1716-1736 гг., свящ. Тимофей служил в ц. Рождества Пресв. Богородицы; с его именем связано начало общегородского почитания с.-петербургского списка Казанской иконы Божией Матери, хранившегося в этой церкви (впосл. храмовая икона Казанского собора).

Строительство каменного храма

14 июля 1740 г. последовал указ имп. Анны Иоанновны о строительстве каменного храма за алтарем мазанкового Успенского собора, на участке, к-рый ранее занимало подворье митр. Стефана. По преданию, его главный престол предполагалось посвятить св. Иоанну Крестителю, чье имя носили отец имп. Анны и ее новорожденный внучатый племянник принц Иоанн Антонович, унаследовавший престол после ее кончины 17 окт. 1740 г.

Каменный собор возводился по проекту архит. П. А. Трезини, хотя не исключено, что постройку начал М. Г. Земцов. Задуманный «немалым и весьма непростым зданием», он должен был иметь одну главу и увенчанную шпилем колокольню, наподобие собора Петропавловской крепости. К 25 нояб. 1741 г., когда произошел очередной дворцовый переворот, едва успели возвести стены храма. О завершении строительства собора перед имп. Елизаветой Петровной ходатайствовал один из старейших местных прихожан, гоф-интендант, действительный статский советник И. Г. Микулин. 5 апр. 1742 г. императрица повелела достроить «Успенскую соборную церковь вчерне под кровлю» и выдать для этого 7 тыс. р. из соляных сборов. Однако строительство было приостановлено, хотя запас материалов позволял завершить работы. В 1743 г. при освидетельствовании собора было отмечено, что его алтарь обращен не на восток. 1-й епископ С.-Петербургский Никодим (Сребницкий) подал представление в Синод о том, что было бы убыточно перестраивать каменный храм подобной величины. В то же время мазанковый Успенский собор быстро приходил в аварийное состояние: в 40-х гг. XVIII в., во время службы, в нем дважды обваливался потолок. По докладу Микулина 15 апр. 1747 г. последовало Высочайшее соизволение на продолжение строительства. При этом имп. Елизавета Петровна потребовала сделать собор пятиглавым по образцу Успенского в Московском Кремле: храм должен был не только символически, но и зрительно представлять собор, служивший эталоном церковного строительства на Руси. По специально присланным архит. А. П. Евлашевым в Канцелярию от строений материалам Трезини переработал первоначальный проект одноглавой церкви, но чертежи храма «о пяти главах» остались невостребованными. Прихожане Успенского собора с трудом поддерживали ветшающий мазанковый храм. Если в кон. 30-х гг. XVIII в. в приходе числились 2,5 тыс. чел., в 1749 г. их оставалось немногим больше 1 тыс., а в 1762 г.- всего 689 чел. В окт. 1752 г. наводнение нанесло храму такой урон, что его боковые приделы пришлось упразднить, и он стал однопрестольным.

Только в начале царствования имп. Екатерины II в 1765 г. Канцелярия от строений объявила конкурс на разработку нового проекта. Победителем стал архит. А. Ринальди. 4 июля 1766 г. императрица утвердила его проект, и в течение 6 лет на сооружение собора выделяли необходимые средства из казны - храм не мог быть построен на местные средства, т. к. вместимостью почти пятикратно превышал потребности прихода. Распорядителем работ был инженер А. А. Дьяков, руководитель восстановления колокольни Петропавловского собора.

12 июня 1772 г. пожар уничтожил мазанковый Успенский собор и повредил каменный, в к-ром оставалось произвести лишь внутреннюю отделку. На этом финансирование работ вновь прекратилось. Более 15 лет приходу пришлось довольствоваться временным Успенским храмом, оборудованным по смете Дьякова в подсобном помещении, при соборной колокольне. Настоятелем собора с 1745 по 1778 г. служил протопоп Иаков Борисов. После его выхода за штат в соборе до кон. 1859 г. в связи с малочисленностью прихода служил один священник.

31 мая 1783 г. Екатерина II поручила окончить строительство архиеп. Новгородскому и С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову; с 22 сент. того же года митрополит), главному директору конторы строения Александро-Невского монастыря. Непосредственным исполнителем проекта стал «архитекторский помощник» М. Е. Мелентьев - ученик и ближайший помощник И. Е. Старова при возведении им Троицкого собора в Александро-Невской обители. По сметам Мелентьева была осуществлена вся внутренняя и наружная отделка Успенского собора (1783-1789) (участие Старова в окончании строительства храма также нельзя исключить).

За полтора месяца до указа о завершении строительства Успенского собора в Российскую державу вошел Крымский п-ов. Несколько ранее, 22 сент. 1782 г., императрица учредила орден равноап. кн. Владимира, а в 1787 г. посетила Крым. В 1788 г. исполнилось 800 лет Крещения Руси. Все эти обстоятельства способствовали тому, что при завершении отделки каменного Успенского собора, строительство к-рого длилось 48 лет - дольше, чем какого бы то ни было столичного храма, его главный престол был освящен 1 окт. 1789 г. во имя равноап. кн. Владимира (малый храм, освященный в 1772 в зап. части собора, превратился в боковой Успенский придел). Наряду с сооруженным в те же годы (1783-1789) Таврическим дворцом с.-петербургский К.-В. с. знаменовал обретение Россией купели своего Крещения.

Архитектура собора

Пятиглавый собор с ярусной колокольней - доминанта юго-зап. части Петроградской стороны (высота центрального купола 44,7 м, колокольни - 57,5 м). Он занимает центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, колокольня служит ориентиром для судов, плывущих из Финского зал. в М. Неву.

Сочетание в архитектуре собора черт барокко и раннего классицизма является результатом его длительного строительства. Стилевым решением храм обязан больше всего проекту Ринальди. К основному объему примыкают с запада притвор и колокольня, встроенная в массив здания на его продольной оси. Такая схема, с одной стороны, напоминает структуру русских церквей XVII в., решенных «кораблем», с другой - ассоциируется с близкими к базиликам русскими храмами послепетровского времени. Основной массив здания венчают крупные купола - один из первых примеров пятиглавия в С.-Петербурге, передающий композицию московского первоисточника XV в.- Успенского собора. Барабаны боковых глав глухие. Пластика объемов, «пучки» пилястр, лучковые фронтоны и сандрики, окна-люкарны - черты барокко. Классицистический характер выражен в спокойной монументальности, сдержанном рисунке фасадов (применение преимущественно дорического ордера, парные пилястры на поверхности центрального барабана), больших плоскостях стен. Столпообразная колокольня собора имеет 2 нижних квадратных в плане яруса и верхний цилиндрический, завершена, как и основной объем, полусферическим куполом.

Внутреннее пространство прямоугольного в плане собора делится 2 рядами столбов на 3 нефа. Пилоны связаны полуциркульными арками, карнизы раскрепованы. Средний неф завершается полукруглой апсидой. В вост. части здания нефы пересекает трансепт. Средокрестие увенчано центральным световым барабаном. Т. о., композиция храма имеет общие черты с Троицким собором Александро-Невской лавры. Своды продольных нефов крестовые, нефы освещены окнами 2-го света. Интерьер собора выкрашен в белый и голубой тона, только в парусах имеются изображения евангелистов. К сев.-зап. пилону примыкает кафедра, украшенная живописью.

Кон. XVIII в.- 1917 г.

С 1778 по 1862 г. из 8 соборных настоятелей только свящ. Михаил Каменский, прослуживший здесь со дня рукоположения в 1796 г. до кончины 20 апр. 1824 г., обучался в СПбДА и имел сан протоиерея (с 1806). Хозяйством храма при нем более 20 лет заведовал действительный статский советник и кавалер Ф. Д. Иванов († 16 окт. 1822), к-рый именовался ктитором собора. В 1806 г. прот. Михаил открыл «духовное училище для обоего пола священно- и церковнослужительских детей». Поскольку ученики из духовного сословия в нем оказались в меньшинстве, 20 мая 1811 г. уч-ще было преобразовано в частный ин-т с директором-протоиереем. В 1810 г. ктитор Иванов, исполняя волю покойной жены - Ольги Дмитриевны, племянницы и наследницы митрополита С.-Петербургского Гавриила и архиеп. Тобольского Варлаама (Петрова), основал «в память сих знаменитых пастырей» пансион для бедных детей благородного происхождения. Число обучавшихся в нем доходило до 120 чел.

Наводнение 7 нояб. 1824 г. нанесло непоправимый ущерб зданиям уч-ща, занятия на время прекратились. В 1825 г. из Комитета о пособии потерпевшим от наводнения собор получил 8 тыс. р., а распределение 100 тыс. р., выделенных на помощь жителям Петербургской стороны, доверили местным священникам и церковным старостам. В 1831 г. в здании уч-ща была открыта временная больница на 25 кроватей, «устроенная для одержимых холерою иногородним купечеством, торгующим пенькою и льном».

После 1-го большого ремонта, произведенного в соборе в 1823-1824 гг., он стал 3-престольным: Никольский придел (освящен 22 июня 1824) оборудовали справа от главного входа симметрично Успенскому приделу. Указом имп. Николая I от 11 марта 1844 г. предусматривались устройство парка «на эспланаде против Петропавловской крепости», прокладка от нее дороги (совр. проспект Добролюбова) и мощение площади напротив храма камнем. С этого времени окрестности собора постепенно благоустраивались. В 1856 г. купцы соорудили на Пеньковом буяне Казанскую часовню. 22 июля 1845 г. император утвердил новый статут ордена св. Владимира. Этому ордену «присвоялась церковь св. Владимира», ставшая кавалерской: 22 сент. в ней ежегодно отмечался праздник кавалеров ордена. 10 июля крестный ход совершался на мануфактуру Г. А. Гука.

Со 2-й четв. XIX в. увеличивалось количество прихожан в соборе, и на 1867 г. приход составил 2130 чел., т. е. достиг уровня 30-х гг. XVIII в. В 1859 г. при храме была утверждена 2-я священническая вакансия. При настоятелях свящ. Александре Соколове (с 1859; † 1862) и прот. Владимире Полянском († 1869) работала «комиссия по исправлению собора».

В 1859 г. храм стал теплым; в 1866 г. малые престолы (Успенский и Никольский) перенесли из зап. части храма и установили по бокам от центрального (Князь-Владимирского), что предусматривалось первоначальным проектом. 15 янв. 1867 г. на новом месте был освящен правый, Успенский алтарь, а 7 мая - левый, Никольский. В 1863 г. усердием старосты М. Т. Семёнова собор обогатился чтимой Иверской иконой Божией Матери. По его же ходатайству 25 июля 1864 г. было получено разрешение ежегодно совершать крестный ход 1 авг. из собора на р. Ждановку. В 1868 г. акад. К. А. Ясевич реставрировал в соборе мн. иконы.

12 февр. 1869 г. настоятелем К.-В. с. стал свящ. Алексий Светлов († 3 марта 1886), возведенный в 1870 г. в сан протоиерея. В первые годы его служения были благоустроены деревянные дома причта, озеленена территория вокруг собора, устроена металлическая ограда (1870, архит. Н. П. Гребёнка). 21 марта 1870 г. дано разрешение на постройку деревянного 2-этажного причтового дома на Церковной ул., 16 (архит. К. Т. Соловьёв; не сохр.). В 1872-1873 гг., сооружая вокруг собора ограду, архит. Н. Ф. Брюлло спроектировал в ней 2 часовни. Проект сада составил в 1874 г. Э. Л. Регель (реализован в 1875-1876). В преддверии столетия со дня учреждения ордена прот. А. Светлов предполагал получить необходимую сумму на капитальный ремонт храма со всех концов Российской империи, прежде всего от кавалеров ордена св. Владимира, к-рых собор «считает своими прихожанами». Троекратно опубликованные в газетах прот. А. Светловым особые письма и воззвания позволили собрать не более четверти требуемой суммы. Идею объединения владимирских кавалеров вокруг собора поддержал митр. Исидор (Никольский) - 22 сент. 1875 г., в день орденского праздника, он совершил в нем литургию и отслужил молебен равноап. кн. Владимиру.

В 1875 г. по инициативе прот. А. Светлова при соборе было организовано приходское благотворительное об-во (устав утвержден 26 июня 1875 г., 1-е собрание состоялось 7 сент.). Об-во имело максимально открытый характер - в его члены принимались лица «без различия пола, звания, состояния и вероисповедания». К 1 янв. 1876 г. оно насчитывало 230 членов, через год - 310. 17 апр. 1876 г. об-во открыло приходский приют в арендуемом помещении, в следующем году приобрело участок земли, на к-ром в 1878-1879 гг. был построен 2-этажный деревянный дом (Александровский проспект, 10; не сохр.). В нем разместились совет об-ва и приходский приют. К этому зданию для служения молебна в день престольного праздника собора направлялся крестный ход по Александровскому проспекту.

Ремонт собора к юбилею учреждения ордена св. Владимира из-за недостатка собранной суммы ограничился лишь самыми необходимыми работами. Литургию и молебен 22 сент. 1882 г. в обновленном соборе совершил митр. Исидор с еп. Выборгским Анастасием (Добрадиным) и многочисленными протоиереями - владимирскими кавалерами. Настоятель прот. А. Смирнов вошел в их число - он был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени.

15 авг. 1881 г., в день престольного праздника Успенского придела, прихожане собора решили соорудить на углу Большого проспекта мемориальную часовню св. блгв. кн. Александра Невского в память об имп. Александре II. Проект составил прихожанин, академик архитектуры Н. Н. Ковригин. Место для постройки определили на зап. стрелке Князь-Владимирского сквера, откуда лучами расходятся 3 магистрали - Большой и Александровский проспекты и Церковная ул. Закладка состоялась 15 авг. 1882 г., 30 окт. 1883 г. прот. А. Светлов отслужил у стен часовни молебен по случаю постановки надкупольного креста. Внутренняя отделка затянулась: освящение часовни состоялось 2 июня 1886 г. Торжество возглавил ректор СПбДА еп. Ладожский Арсений (Брянцев). Часовня сооружена в стиле необарокко и соответствует архитектуре собора. В 1883 г. был перестроен и украшен пропильной резьбой в рус. стиле 2-й церковно-причтовый 2-этажный деревянный дом (Успенский пер., 2; не сохр.).

15 июля 1888 г., на празднование 900-летия Крещения Руси, в С.-Петербурге впервые состоялся большой крестный ход с участием всего духовенства столицы - приходского, военного и домовых церквей. Исходным пунктом шествия на Дворцовую пл. был избран К.-В. с., к-рый впервые оказался в центре внимания всей правосл. России. Всенощное бдение и литургию возглавил в К.-В. с. еп. Псковский и Порховский Ермоген (Добронравин). В собор были доставлены чудотворные образы: Спасителя из домика Петра Великого, Казанской Божией Матери (из Казанского собора) и Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (из Скорбященской ц. за Литейным двором), блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невской лавры, свт. Николая Чудотворца из Николо-Морского собора.

Через год после всероссийского празднования 900-летия Крещения Руси К.-В. с. отметил собственный юбилей - 100-летие окончания постройки каменного храма и освящения его главного алтаря. Богослужение 1 окт. 1889 г. совершил еп. Выборгский Антоний (Вадковский) с сонмом духовенства.

Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 1900-е гг.
Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 1900-е гг.

Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 1900-е гг.
На рубеже XIX и XX вв., вслед за постройкой Биржевого моста, в приходе собора началось интенсивное жилое строительство, и к 1899 г. число его прихожан превысило 5 тыс. чел. С 1905 г. в храме служили 3 священника. К.-В. с. оказался в числе первых, получивших разрешение на устройство электрического освещения (1903). В том же году был разработан проект каменной часовни-киота на церковном участке (вероятно, не реализован, как и проект возведения перед собором бронзового бюста имп. Александра II в 1887). В 1892 г. на Мытнинской набережной установили мраморный киот в память спасения имп. Александра III в Борках близ Харькова (архит. Ф. Б. Нагель; не сохр.).

Главным приходским праздником собора по-прежнему оставался день учреждения ордена св. Владимира, 22 сент. здесь совершалась архиерейская литургия. В 1903 г. служил еп. Ямбургский Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси), в 1906 и 1907 гг.- митр. сщмч. Кирилл (Смирнов), в те годы еп. Гдовский (его служением была отмечена 125-летняя годовщина существования ордена), в 1911 и 1915 гг.- сщмч. Вениамин (Казанский), еп. Гдовский (впосл. митрополит Петроградский).

19 авг. 1896 г. приходское благотворительное об-во было принято под покровительство вел. кн. Владимира Александровича. В 1902-1908 гг. оно содержало церковноприходскую школу для воспитанников приюта. В день ее открытия, 1 сент. 1902 г., об-во избрало своим почетным членом митр. Антония (Вадковского). Когда число учебных заведений на Петербургской стороне увеличилось, приютская школа была закрыта, а воспитанников и воспитанниц разместили по ближайшим городским школам. В 1905 г., к 30-летию существования об-ва, вышел в свет краткий очерк о его деятельности. В 1909 г., после кончины вел. кн. Владимира Александровича, звание августейшей покровительницы благотворительного об-ва приняла вдова покойного, вел. кнг. Мария Павловна - старшая.

При настоятеле собора прот. Василии Полетаеве в 1910 г. в алтаре был устроен витраж с образом Спасителя на средства прихожанина кн. П. С. Оболенского-Нелединского-Мелецкого (сохр.). 21 февр. 1913 г. собор стал центром юбилейных торжеств к 300-летию царствования Дома Романовых на Петербургской стороне.

Митр. сщмч. Владимир (Богоявленский), носивший имя равноапостольного князя, служил в К.-В. с. уже в 1-й год своего пребывания на столичной кафедре, 22 сент. 1913 г. ко дню кавалерского праздника было приурочено освящение главного престола после окончания капитального ремонта алтаря (при устройстве в нем новых паркетных полов был снят престол).

В 1914 г., в день памяти равноап. кн. Владимира, литургию служил новоназначенный еп. Нарвский Геннадий (Туберозов). 22 сент. 1916 г. он совершил, как оказалось, последнюю литургию для кавалеров ордена св. Владимира. 6 авг. 1914 г., сразу же после начала первой мировой войны, при соборе открылось приходское попечительство о семьях лиц, призванных в действующую армию. 11 янв. 1915 г. в приходе был развернут лазарет на 16 кроватей «для раненых воинов имени прихожан Князь-Владимирского собора». Приходское благотворительное об-во бесплатно уступило лазарету половину своего дома, расположенный там приют был уплотнен. В ущерб интересам приходского госпиталя свящ. собора В. Красницкий организовал среди прихожан сборы на нужды воинов, к-рыми распоряжался самовольно.

В июле 1915 г. исполнялось 900 лет со дня кончины равноап. кн. Владимира. Митр. сщмч. Владимир 15 июля литургисал в К.-В. с. с 2 викарными епископами, сщмч. Вениамином и Геннадием. Накануне вечером здесь служил старший викарий, еп. Гдовский сщмч. Вениамин. Сщмч. Владимир посетил раненых воинов в лазарете имени прихожан К.-В. с. В день праздника к собору прибыли соединенные крестные ходы, самый многолюдный от Казанского собора возглавлял сщмч. Вениамин. На богослужении присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода А. Д. Самарин. В крестном ходе на Иордань, устроенную у Петровского о-ва, участвовали также архиепископы Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров), Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) и председатель синодального Миссионерского отдела еп. Иннокентий (Ястребов).

1918 г.- 90-е гг.

XX в. 28 июля 1918 г. празднование престольного дня возглавил в соборе сщмч. Вениамин, митр. Петроградский. После литургии был совершен крестный ход на М. Неву с молебным пением об избавлении Петрограда от холеры и голода. 27 сент. 1918 г. ЧК арестовала настоятеля собора прот. Леонида Богоявленского, однако он был отпущен по ходатайству рабочих и служащих епархиального свечного завода. Жертвой красного террора в 1918 г. стал соборный староста Д. А. Ильин. 11 апр. 1919 г. в соответствии с требованиями властей был избран приходский совет (двадцатка) К.-В. с. во главе с настоятелем прот. Л. Богоявленским, 13 апр. заключен договор с представителем райисполкома о передаче собора в бесплатное и бессрочное пользование верующим.

Праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в Петрограде впервые был отмечен 9(22) июня 1919 г. митрополичьей службой в К.-В. с. В дек. 1920 г. в соборе был освящен придел во имя Всех Русских святых, устроенный в помещении рядом с притвором.

В соборе служили: 2-й свящ. В. Красницкий, 3-й свящ. Михаил Дамаскинский и 3 диакона - Иоанн Вишняков, Андрей Никольский и Николай Захаров. Свящ. В. Красницкий сочетал приходское служение с работой в различных советских орг-циях и даже в частях Красной Армии. Активно функционировал приходский совет собора. По его ходатайству от 29 июля 1921 г. собор был переведен в ранг штатного, настоятеля прот. М. Союзова наградили митрой, а диак. А. Никольский был возведен в сан протодиакона. В 1920 г. Петроградский отдел охраны памятников искусства и старины поставил на учет К.-В. с. как памятник рус. зодчества. В 1921-1922 гг. в соборе неоднократно служил ставший весной 1921 г. викарием Петроградской епархии еп. Ямбургский Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси).

17 дек. 1921 г. священнослужители К.-В. с. подали расписки, в к-рых подтвердили, что без специального разрешения не будут устраивать никаких «сборищ помимо церковных служб». В последней декаде апр. 1922 г. произошло «изъятие церковных ценностей» собора, причем значительная часть серебряных изделий (окладов икон и Евангелий) была заменена верующими по весу собранным ими столовым серебром. Сопротивления властям верующие не оказывали. Тем не менее на судебном процессе против правосл. епископата, духовенства и мирян, к-рый открылся 10 июня 1922 г., в число 86 обвиняемых во главе с митр. сщмч. Вениамином вошли настоятель К.-В. с. прот. М. Союзов (получил 3 года лишения свободы и умер в том же году в тюрьме) и бывш. настоятель прот. Л. Богоявленский (осужден на смерть, помилован).

В июле 1922 г. должность настоятеля и председателя приходского совета собора занял обновленческий «протопресвитер» В. Красницкий, не пользовавшийся популярностью в приходе. 26 февр. 1923 г. из состава приходского совета вышли 24 чел. Тем не менее власти разрешили Красницкому принять все имущество храма под личную ответственность. Материальное положение общины было крайне бедственным. Собор зимой не отапливался и от сырости и промерзания начал разрушаться. Красницкий в авг. 1924 г. добровольно передал в райисполком «свободное от употребления церковное серебро» общим весом 1 пуд 26 фунтов (в т. ч. 6 дискосов и 8 потиров). Все драгоценные ризы и предметы из драгоценных металлов были утрачены, как и Берлинское Евангелие 1689 г. в окладе из позолоченного серебра с миниатюрными медальонами, на к-рых изображены Воскресение Христово и 4 евангелиста (по преданию, пожертвовано имп. Елизаветой Петровной), и др. святыни.

Для повседневных богослужений была приспособлена пономарка, а в главном нефе собора для служения зимой установили самодельную деревянную церковь, к-рую было легко обогреть. Красницкий с трудом собрал двадцатку, договор о передаче собора в пользование обновленцам был подписан 23 мая 1925 г. В июне 1926 г. распоряжением ВЦИКа было запрещено использовать деревянную церковь-тепляк в охраняемом памятнике зодчества. 30 окт. Президиум Ленсовета постановил собор закрыть. К.-В. с. был закрыт 8 нояб. 1926 г. Прихожан собора - тихоновцев с кон. 1923 г. окормлял свящ. М. Дамаскинский, он совершал церковные требы на квартирах. В апр. 1924 г. он был арестован и приговорен к 2 годам заключения, которое отбывал в СЛОН. Там же с февр. 1923 г. находился и прот. Петр Ивановский (клирик собора в 1927-1929).

После принятия «Декларации» 1927 г. собор со всем имуществом передали общине верующих патриаршей Церкви, которая взяла на себя обязательства провести в кратчайший срок ремонтно-реставрационные работы под наблюдением Главнауки. Богослужения начались 21 нояб. 1927 г. В собор вернулся свящ. М. Дамаскинский, настоятелем был назначен митрофорный прот. Павел Виноградов. Здесь часто служили митр. Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов) и его викарии. В 1929 г. настоятель собора получил благодарственный рескрипт митрополита за то, что его храм отчисляет больше всех др. церквей средств на нужды временного Ленинградского епархиального совета.

В 1930 г. предпринимались попытки закрытия собора, в авг.-сент. арестовали настоятеля прот. П. Виноградова и свящ. Михаила Бобковского. Новым настоятелем собора митр. Серафим назначил прот. Александра Медведского, известного проповедника. В ночь на 18 февр. 1932 г. он также был арестован (в 1949-1953 - вновь настоятель собора).

9 февр. 1932 г., по окончании ремонта храма, осуществляемого общиной, Ленинградская областная комиссия по вопросам культов приняла решение о закрытии К.-В. с. и передаче здания учебному комбинату завода им. А. А. Кулакова. Но ВЦИК не утвердил «ликвидацию» храма. С закрытием в 1933 г. Троице-Петровского собора К.-В. с. остался единственным действующим храмом на Петроградской стороне: на соседнем Васильевском о-ве были открыты только обновленческие храмы. 15 июля 1933 г. вышел запрет на колокольный звон, 4-9 окт. все 11 старинных колоколов собора были по актам переданы представителю «Металлолома» и затем переплавлены. Попытки закрыть собор не прекращались и в дальнейшем. Так, в 1935 г. в нем предполагалось развернуть экспозицию историко-бытового музея Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Под престольный праздник свт. Николая Чудотворца, 18 дек. 1933 г., всенощную в К.-В. с. служил новоназначенный митр. Алексий (Симанский). В кон. дек. 1933 - февр. 1934 г. были арестованы протоиереи собора Василий Кудрявцев, М. Дамаскинский (приговорен к 5 годам лагерей, ему приписали организацию «Братства отца Иоанна Кронштадтского», якобы существовавшего при храме), и ок. 20 наиболее активных прихожан. Весной 1935 г. были «сокращены» и высланы из Ленинграда 6 священников и 4 диакона К.-В. с. В февр. 1935 г., после закрытия Успенской ц. подворья Киево-Печерской лавры, в собор поступила ее главная святыня - старинный список с чудотворной иконы Успения Божией Матери Великой церкви. Из закрытого в нач. 1938 г. кафедрального Троице-Измайловского собора в К.-В. с. передали чтимую икону Божией Матери «Скоропослушница» (ранее находилась в Николо-Александровской ц. подворья Палестинского об-ва и была связана с семьей последнего императора; до 1936 хранилась в последней действующей церкви Александро-Невской лавры - Свято-Духовской). Согласно бюллетеням обл. Комиссии по вопросам культов, в пасхальную ночь 1936 г. (с 11 на 12 апр.) в К.-В. с. присутствовали 17 тыс. чел., преимущественно женщины, на Рождественские службы 1937 г. (6-7 янв.) собралось более 15 тыс. верующих.

14 нояб. 1936 г. собор был поручен «непосредственному ведению архиепископа Петергофского Николая [(Ярушевича)]», но уже 4 марта 1937 г. митр. Алексий (Симанский) назначил на этот пост еп. Череповецкого Тихона (Рождественского). Епископ поселился в здании храма, в помещении из 2 комнат под колокольней. В период «большого террора» он был расстрелян, как и клирики собора протоиереи П. Виноградов, Михаил Долотов, Вячеслав Исполатов и протодиак. Иоанн Гонестов, а также служившие в разные годы в соборе прот. сщмч. Карп (Эльб), протоиереи Л. Богоявленский, М. Бобковский, Кирилл Зверев и Николай Посунько.

При протоиереях Павле Тарасове и Владимире Румянцеве (март 1938 - февр. 1941) К.-В. с. был кафедральным собором Ленинградской епархии. После ликвидации 20 апр. 1938 г. последней церкви Новодевичьего мон-ря Афонской митр. Алексий был выселен из примыкающих к ней келий и занял бывш. квартиру еп. Тихона под колокольней К.-В. с. В сент. 1940 г. собор принял из «ликвидированной» летом того же года церкви на Смоленском кладбище одну из главных правосл. святынь России - Петербургскую Казанскую икону Божией Матери, к-рая до этого более 15 лет находилась у обновленцев.

В нач. 1941 г. митр. Алексий перенес митрополичью кафедру в Николо-Богоявленский собор, куда перевел ключарем настоятеля К.-В. с. прот. В. Румянцева, а на его место назначил прот. Михаила Славнитского. 22 июня 1941 г., в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, митр. Ленинградский Алексий служил литургию в К.-В. с. С 4 февр. 1942 г. настоятелем собора был прот. Николай Ломакин, с 1 июля 1942 по 8 янв. 1944 г.- прот. П. Тарасов, с 12 янв. 1944 по 10 дек. 1945 г. (фактически до марта 1946) - прот. Филофей Поляков (с июля 1942 входил в состав соборного клира).

4 апр. 1942 г. собор пострадал от бомбардировки, это событие отмечено на памятной доске, установленной на стене собора. 4 июля того же года митр. Алексий подписал для храма антиминс, освященный на рубеже XIX и XX вв. для одного из храмов Архангельской епархии (сохр.).

В июле 1942 - апр. 1943 г. число прихожан значительно увеличилось, верующие блокированного города совершали паломничество к Казанской иконе и др. святыням храма, быстро росли доходы. 76% денежных поступлений было отдано гос-ву. Так, за июль 1941 - июнь 1945 г. общая сумма взносов общины собора на военные нужды, достигла 3 585 327 р. 11 окт. 1943 г. по поручению Президиума Верховного Совета СССР впервые в советской истории священнослужителям, в т. ч. митр. Алексию (Симанскому) и протоиереям М. Славнитскому, Н. Ломакину, П. Тарасову и Ф. Полякову, были вручены гос. награды - медали «За оборону Ленинграда». Шестеро из 17 представителей духовенства епархии, награжденных осенью 1946 г. медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», служили в период блокады в К.-В. с.

После кончины патриарха Сергия (15 мая 1944) на Псковскую и Порховскую кафедру был назначен архиеп. Григорий (Чуков), местом его пребывания стал Ленинград. До 7 сент. 1945 г., когда он был утвержден митрополитом Ленинградским и Новгородским, Григорий (Чуков) проживал под колокольней К.-В. с., в этом соборе чаще всего и служил. 10 дек. 1945 г. он назначил настоятелем прот. В. Румянцева. Архим. Владимир (Кобец), бессменно служивший в соборе с нояб. 1940 г., был переведен настоятелем Серафимовской кладбищенской церкви (с 7 марта 1948 епископ Порховский). 28 апр. 1947 г. митрополит назначил настоятелем К.-В. с. епископа Симеона (Бычкова), определив ему в помощники прот. М. Славнитского. Еп. Симеон также поселился под соборной колокольней (неск. колоколов звонили во время служб). В 1948 г. он был назначен ректором ЛДА и переехал в ее здание. С 25 нояб. по 1 дек. 1947 г. в Ленинграде находился митр. Ливанский Илия (Карам). В К.-В. с. он совершил службу с акафистом перед Петербургской Казанской иконой Божией Матери и возложил корону на чудотворный образ.

В должность настоятеля собора 20 дек. 1948 г. вступил прот. М. Славнитский, но уже 30 июня 1949 г. его сменил прот. А. Медведский, благочинный городских церквей и член епархиального строительного комитета. Под его руководством производилась 1-я послевоенная комплексная наружная и внутренняя реставрация собора (окончена в нояб. 1952). Интерьер храма дополнили мемориальные художественные киоты, сооруженные «в тон иконостасу» для чудотворных икон Божией Матери - Казанской и «Скоропослушница». Последнюю икону очень почитал еп. Владимир (Кобец): 21-22 нояб. 1951 г., в день ее празднования, он служил в соборе, вернувшись из Палестины. Ремонт закончился в нояб. 1952 г., патриарх Алексий наградил старосту собора Б. И. Бычкова (брата еп. Симеона) грамотой.

23 февр. 1953 г. настоятелем собора равноап. кн. Владимира стал прот. Евгений Лукин, возвращенный из ссылки. 28 июля 1956 г., в день равноап. кн. Владимира, в соборе литургисала делегация Чехословацкой Православной Церкви во главе с ее новоизбранным предстоятелем митр. Иоанном (Кухтиным). 18 мая 1958 г. здесь служила серб. делегация, приглашенная на празднование 40-летия восстановления Патриаршества в России.

23 июня 1957 г. Ленинград с 4-летним опозданием (из-за смерти Сталина) отмечал свое 250-летие. Юбилей совпал с днем Всех святых, в земле Российской просиявших. Центром церковного празднования был избран К.-В. с. как хранитель чудотворной Петербургской Казанской иконы Божией Матери и ближайший действующий храм к месту закладки города.

После открытия Троицкого собора Александро-Невской лавры настоятель К.-В. с. перечислил деньги на его реставрацию и отправил необходимые строительные материалы. Постановлением Синода от 27 дек. 1957 г. икона Божией Матери Невская «Скоропослушница» была возвращена в Троицкий собор 4 дек. 1958 г., во Владимирский собор была передана копия этой святыни. В том же году 4 нояб. митр. Питирим (Свиридов) рукоположил в соборе мон. Ювеналия (Пояркова; ныне митрополит) во диакона. 7 дек. К.-В. с. посетила впервые приехавшая в СССР делегация ВСЦ во главе с генеральным секретарем д-ром В. Виссерт Хоофтом.

Митр. Питирим установил при К.-В. с. «семь штатных священнических вакансий и три диаконские с 1 октября 1960 г.». В июле 1961 г. клир собора был сокращен на 30%, в нем осталось 5 иереев и 2 диакона. 30 янв. 1962 г. прот. Е. Лукин был выведен за штат. Настоятелем собора на 5,5 лет вновь стал прот. М. Славнитский.

После отстранения от власти Н. С. Хрущёва в 1965 г. июльские праздничные службы в К.-В. с. совершались небывалым в его истории (не считая молебна 15(28) июля 1915) сонмом архиереев. 20-21 июля митр. Никодиму (Ротову) сослужили 3 болг. иерарха и сопровождавший их еп. Волоколамский Питирим (Нечаев). В богослужениях 27-28 июля, когда отмечалось 950-летие кончины крестителя Руси, также участвовало 5 архипастырей, в т. ч. 2 греч. митрополита. С нач. 70-х гг. XX в. в К.-В. с. сложился традиц. график архиерейских богослужений - порядка 7 служб в году, включая 3 великопостных. В 60-80-х гг. XX в. собор занимал 4-5-е место среди храмов города по сумме взносов, перечисляемых на нужды епархии и Патриархии.

21 февр. 1973 г. настоятелем храма был назначен прот. Павел Красноцветов, занимавший этот пост с перерывами (1975-1976; 1982-1987) до 1997 г. В ограде был выстроен церковный дом, позолочены кресты, установленные в 60-х гг. XVIII в. В дни празднования 1000-летия Крещения Руси, 14 июля 1988 г., молебен в соборе совершил митр. всей Америки Феодосий (Лазор). 28 июля 1989 г., в день престольного праздника, отмечалось 200-летие освящения К.-В. с. Литургию и молебен возглавил митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер; впосл. патриарх Московский и всея Руси).

90-е гг. XX в.- 2000-е гг.

В авг. 1991 г. приходу была возвращена часовня св. блгв. Александра Невского, внутренняя отделка к-рой была утрачена полностью. 4 окт. 1999 г. в соборе совершено отпевание акад. Д. С. Лихачёва. 4 июля 2001 г. в Казанский собор была передана Петербургская Казанская икона Божией Матери; в киот с короной, подаренной митр. Илией, помещен старинный список со святыни, «мерой и подобием» равный оригиналу. Клир собора окормляет приход Левашовского мемориального кладбища (планируется постройка ц. во имя Всех святых, в земле С.-Петербургской просиявших), прихожан ц. прп. Макария Египетского (1805, 2004) при Государственном горном ин-те (Техническом ун-те), ц. Св. Троицы (1806, 1998) при Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, часовню Св. Троицы (2005; в здании бывш. Свято-Троицкой общины сестер милосердия) при Российском НИИ гематологии и трансфузиологии, ц. во имя сщмч. Вениамина Петроградского (1991) при колонии № 5 в пос. Металлострой, часовню вмч. Пантелеимона в офисе фирмы ООО НТФФ «Полисан», а также до недавнего времени ц. равноапостольных Константина и Елены при Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского и ц. свт. Николая Чудотворца (2013) при Доме ветеранов сцены на Петровском о-ве. Налажено сотрудничество соборной общины с приходом собора св. Петра в Гамбурге - города-побратима С.-Петербурга. При соборе ведется активная работа по оглашению, народный хор поет за ранними литургиями, создан детский хор «Горчичное зернышко». Настоятелем собора с 16 сент. 1997 г. является прот. Владимир Сорокин.

29 янв. 2005 г. в крестильном помещении освящен воссозданный придел Всех святых, в земле Российской просиявших (проект и выполнение работ - Н. Зельцер, С. Соболев). Идет согласование проекта культурно-просветительного центра на месте утраченных причтовых домов собора (архит. В. Ф. Назаров, 2007). 9 июня 2010 г. в ограде был освящен крест с композицией «Вера, Надежда, Любовь» в память о пострадавших в годы гонений за веру священнослужителей и мирян.

В 2008 г. в целях сохранения исторической памяти и молитвенного поминовения соотечественников в К.-В. с. создан электронный Всероссийский помянник, к-рый содержит базу данных с именами более 15 млн чел. (в т. ч. в разд. «Великая Отечественная война» - 11 млн чел., «Блокада Ленинграда» - 900 тыс. чел., «Пострадавшие в годы репрессий» - ок. 2,5 млн чел., «Ленинградский мартиролог» - ок. 55 тыс. чел.).

Святыни и достопримечательности собора

Интерьер Князь-Владимирского собора в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г.
Интерьер Князь-Владимирского собора в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г.

Интерьер Князь-Владимирского собора в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г.
Резной центральный иконостас выполнен в стиле классицизма и состоит из 2 ярусов (местный и праздничный чины). Центральная арка оформлена наподобие иконостасной арки Троицкого собора в Александро-Невской лавре. По бокам от нее находятся местные иконы Спасителя и Успения Божией Матери; иконы равноап. кн. Владимира и блгв. кн. Александра Невского в горностаевых мантиях помещены в отдельных киотах на подкупольных столбах. Боковые иконостасы имеют черты необарокко. В центре каждого из иконостасов - дополнительный ярус, где представлены: в главном приделе - Господь Саваоф в медальоне, над Ним - Распятие с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Богословом, в боковых - изображение Тайной вечери. Все иконы в иконостасах собора выполнены в XVIII-XIX вв. Местные иконы Спасителя и Божией Матери («Страстная», рубеж XVII и XVIII вв.), а также царские врата Успенского придела, вероятно, происходят из мазанкового Успенского собора. «Благовещение» с иконой Божией Матери «Утоли моя печали» и образами избранных святых на полях были написаны в петровское время. В главном приделе размещены иконы Божией Матери «Знамение» (предположительно самая старая в храме - XVII в.) и «Всех скорбящих Радость» (до 1731), а также список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

Нек-рые из сюжетов исполнены в духе итал. Возрождения, напр., «Бегство в Египет», «Славословие Христа», «Св. Екатерина». Западноевропейские черты имеют современные постройке собора изображения праздников. К тому же времени относится образ Трех святителей со сценой коронования Божией Матери с изображением св. цариц Александры и Агриппины. На зап. стене собора размещены копии с работ «Оплакивание Христа» П. Веронезе и «Преображение» Рафаэля, а также с картин неизвестных авторов: «Уверение ап. Фомы», «Пресвятая Дева Мария с Младенцем Иисусом и св. Иоанном Предтечей», «Рождество Христово» - и копия с ростового образа Богородицы и «Моления о чаше» Ф. А. Бруни.

У правого клироса главного придела находится золотофонный, в визант. стиле, храмовый образ равноап. кн. Владимира, изображенного в полный рост в красном княжеском плаще. В алтаре главного придела имеется образ равноап. кн. Владимира - копия с работы В. М. Васнецова (написана к 900-летию Крещения Руси). На стене алтарной апсиды, расположена композиция «Евхаристия», копия росписи Васнецова во Владимирском соборе Киева.

Собор святых великих князей, княгинь и княжон. Икона. 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор)
Собор святых великих князей, княгинь и княжон. Икона. 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор)

Собор святых великих князей, княгинь и княжон. Икона. 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор)
У левого клироса центрального придела помещается икона Божией Матери «Скоропослушница», а также образ прп. Сергия Радонежского. Почитаются также Тихвинская икона Божией Матери (1800), образ св. Иоанна Предтечи (XIX в.) и 3 иконы свт. Николая Чудотворца: старинная «Дворищенская» с изображением Св. Троицы (Новозаветной) и 14 житийными клеймами, «Зарайская» (кон. XVII - нач. XVIII в., иконописцы Оружейной палаты) и выполненный в реалистичной манере образ нач. XIX в. в киоте в рус. стиле. Две редчайшие минейные иконы были написаны для собора в 60-х гг. XIX в. по заказу прихожанина, чиновника Мин-ва финансов В. М. Гомозова: «Собор русских святителей» (57 святых) и «Собор святых великих князей, княгинь и княжон» (47 лиц). В соборе также есть один из первых в С.-Петербурге образ прп. Серафима с 10 клеймами работы иконописца А. И. Резцова (освящен 20 дек. 1903). В нижнее клеймо с изображением коленопреклоненного преподобного вложена частица камня, на к-ром он стоял во время молитвы.

В Никольском приделе храма находится образ Покрова Пресв. Богородицы, написанный в 1898 г. как благословение Афонской кельи свт. Иоанна Златоуста. В 1894 г. сооружена Голгофа, ставшая одной из первых в С.-Петербурге. С элементами модерна выполнены образы пророков Илии и Елисея, трехсвечник на солее. Образ Спаса Нерукотворного, список чудотворной иконы из часовни в домике Петра I, находился в ц. равноапостольных Константина и Елены при ин-те св. Елены в приходе собора до ее закрытия в нач. 1918 г.

В главном алтаре хранится крест-мощевик, вделанный в небольшой образ, бронзовая дарохранительница 1770 г. в виде храма с вертоградом и Гробом Господним в середине, еще неск. мощевиков. Как ценная реликвия сберегается деревянный 8-конечный крест, положенный под престол прежней Успенской ц. при ее освящении. Елизаветинское Евангелие (1759) выносится из алтаря только на Пасху, его оклад украшен финифтяными образами евангелистов, свт. Николая Чудотворца, равноап. кн. Владимира и блгв. кн. Александра Невского, а также сценами Воскресения Христова.

Большая ростовая икона блгв. кн. Александра Невского (в Успенском приделе) была написана в годы гонений на Церковь насельником Александро-Невской лавры архидиак. сщмч. Серафимом (Вавиловым) и освящена 16 нояб. 1930 г.

Центральное 4-ярусное медное позолоченное паникадило весом ок. 250 кг приобретено в 1787 г. у купца Екима Одоевцева. В сер. ХХ в. в собор поступил небольшой колокол, отлитый в 1648 г. на помин души кн. Терентия Мышецкого «к Никольскому погосту» (совр. Бокситогорский р-н Ленинградской обл.).

Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1376; Ф. 831. Оп. 1. Д. 218; СПбГИА. Ф. 19. Оп. 34. Д. 137; Ф. 513. Оп. 102. Д. 8643; Маляревский Ю. М., Васильева И. И. Князь-Владимирский собор: Ист.-архит. паспорт. Л., 1938 // Архив КГИОП. Н-182.
Ист.: Высочайше утвержденный статут ордена Св. Владимира // 2 ПСЗ. Т. 20. Отд. 1. С. 553-559; О совершении в С.-Петербурге ежегодно, 1-го Августа, крестного хода из Князь-Владимирского собора, что на Петербургской стороне, на реку Ждановку // Там же. Т. 39. Отд. 1. С. 647.
Лит.: Богданов А. И. Ист., геогр. и топогр. описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 г. СПб., 1779. С. 297-298, 319-320; Покровский И., прот. Собор во имя равноап. кн. Владимира, на Петербургской стороне // Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1876. Вып. 5. Отд. 2. С. 1-83; Часовня во имя св. блгв. кн. Александра Невского в память в Бозе почивающего государя имп. Александра II в приходе Кавалерского Собора Св. Князя Владимира, в С.-Петербурге, на Петербургск[ой] стороне. СПб., 1887; Эварницкий Д. И. Собор св. кн. Владимира в С.-Петербурге // Новости и Биржевая газета. 1888. № 178. С. 2; Зыбин А. Князь-Владимирский собор // Нива. 1889. № 40. С. 1003; [Столетие Князь-Владимирского собора, что на Петербургской стороне, в С.-Петербурге] // ПрибЦВед. 1889. № 41. С. 1230-1231; Столетие собора Св. Князя Владимира // Петербургский листок. 1889. № 267. С. 1-2; Васнецов В. М. Храмы во имя св. равноап. вел. кн. Владимира // ДЧ. 1896. Ч. 3. № 10. С. 213-217; Лавры, мон-ри и храмы на Св. Руси: С.-Петербургская епархия. СПб., 1908. Вып. 2. С. 59-68; Курбатов В. Я. Петербург: Худож.-ист. очерк и обзор худож. богатства столицы. СПб., 1913. С. 114-115, 584; Богоявленский Л., прот. Лазарет для раненых воинов им. прихожан Князь-Владимирского собора // Изв. по Петроградской епархии. 1916. № 21/22. С. 3-6; Леонид (Поляков), иером. К 250-летнему юбилею Ленинграда // ЖМП. 1957. № 7. С. 13-14; Некрасов В. Князь-Владимирский собор в Ленинграде // Там же. 1961. № 6. С. 29-36; Вздорнов Г. И. Архитектор П.-А. Трезини и его постройки // Рус. искусство XVIII в.: Мат-лы и исслед. М., 1968. С. 141-142; Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1925-1941. П., 1976. С. 149-151; Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. Л., 1976. С. 67-68; Красноцветов П., прот., Бовкало А. Князь-Владимирский собор в Ленинграде: К 200-летию со дня освящения // ЖМП. 1989. № 10. С. 23-24; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945 гг. СПб., 1996. С. 54-55; Галкин А. К. Князь-Владимирский собор в истории С.-Петербурга и России // Петербургские чт., 98-99. СПб., 1999. С. 53-57; он же. Икона прп. Серафима Саровского «В житии» из Князь-Владимирского собора // Церк. вестн. СПб., 2003. № 6/7. С. 29-31; Религиозный Петербург. СПб., 2004. С. 126-127. (Альманах ГРМ; 106); Галкин А. К., Берташ А., свящ., Шкаровский М. В. Князь-Владимирский собор: Краткий ист. очерк. СПб., 2005, 20092; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20103. С. 48-50; Шкаровский М. В. Князь-Владимирский собор в 1917-2000-е гг. // Он же. Город на все времена. СПб., 2010. С. 183-276.
Свящ. Александр Берташ, А. К. Галкин
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Россия) Санкт-Петербург. Храмы Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге, кафедральный собор Ленинградской епархии в 1938-1941 гг.
См.также:
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ кафедральный собор С.-Петербургской епархии с 1858 до 1928 г.
КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОБОР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ кафедральный собор С.-Петербургской епархии
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (во имя апостолов Петра и Павла), исторический и духовный центр города, важнейшее в градостроительном отношении сооружение, давшее совр. наименование С.-Петербургской крепости (Петропавловская крепость, 1)
АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на правом берегу р. Волхов
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома